На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
Словарик юного корреспондента

Стартовый ликбез.

Почему ребят так тянет в журналистику? Мы выясняем это каждый год, когда наступает время нового набора в школу юнкоров "Роста". Вот, что пишут новобранцы в своих анкетах.

Майя Ивлева: "Общения в школе, на улице мне всегда было недостаточно. Я учусь на менеджера и общение мне необходимо! Думаю, здесь я решу эту проблему".

Наташа Туймешева: "Во-первых, хочу засветиться в газете. Во-вторых, так проще поступить в НГУ. В-третьих, люблю писать и говорить на аудиторию. Это ли не шанс?".

Виктория Прошина: "Пишу романы… Если начинаю писать и сильно увлекаюсь, меня не оторвать".

Лена Макеенко: "Школа юнкоров - это трамплин для прыжка в мир событий, общения".

Лейли Ахмедова: "Уже сейчас хочу окунуться с головой в сумасшедший мир журналистики, привлекающий меня многообразием цветов и масштабностью".

Зоя Шкарупа: "Во мне много энергии, и я хочу ее всем раздаривать. Хочу работать на НТВ, надо же с чего-то начинать".

Эти имена вы еще увидите, услышите их. И мы будем гордиться ими, хотя уже сегодня нам приятно, что они постигали азы журналистики в школе юнкоров "Роста", что многие из вас и сегодня видят в ней возможность попасть в масштабный мир событий.

АЗБУКА ЖУРНАЛИСТА

Частенько нас просят на каких-нибудь сборах или фестивалях провести что-то вроде мастер-класса по журналистике, где за 20 минут (!) мы должны научить ребят писать заметки в газету. В таких случаях утешением служит то, что тот, кого на самом деле заинтересует журналистика, потом придет к нам в "ШКОЛУ РОСТА" и разгрызет-таки этот гранит науки. Здесь мы тоже решили не забираться далеко в лес, собрать вершки, чтобы за корешками вы сами пришли к нам.

Азы журналистики, как азбука. Выучил буквы и можно учиться читать. Знаешь, из чего состоит материал в газете, и уже можно учиться писать. Именно учиться, потому что, зная, что такое факт, еще нельзя быть журналистом. Этого мало. Правда, не зная, что такое факт, о журналистике можно даже и не мечтать.

ФАКТ - это подлежащее в предложении, это двигатель в машине, это дневник в портфеле, это самое главное, основа публицистического материала!

ФАКТ так же важен для журналиста, как кирпич для строителя!

ФАКТ - ответы на главные вопросы - "Что?", "Где?", "Когда?". Остальное - подробности. Это - скелет, на котором крепятся мышцы, суставы и прочие части организма.

ФАКТ - событие общественной жизни, которое произошло и вызвало интерес.

ОБРАЗ- даже если ты никогда не мечтал стать писателем, а только журналистом, все равно придется научиться составлять образ. Только писатель может использовать при этом выразительные средства, приукрасить, выдумать, а журналист просто не имеет на это право. Только то, что ты видишь, что тебе говорят другие, что уже написано в школьном дневнике, в паспорте, в личном деле или в медкарте героя. У публициста образ всегда будет документальным, потому что его герой в любом случае историческая личность! Даже твой одноклассник вносит свой вклад в историю школы, оставляя на парте надписи или рассаживая оранжереи.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Их три:

  1. наблюдение. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Даже если ты решишь, что зрение тебя подвело, или ты не поверишь собственным глазам, всегда есть еще два способа проверить информацию;
  2. интервью или беседа с участниками события, компетентными людьми. Сразу троим не померещится! Поэтому "пока блины на сковородке, больше вопросов повару". Иными словами, куй железо, пока горячо. Спрашивай всех и вся, кого удалось поймать в эпицентре события;
  3. работа с документами (приказами, актами, законами, фотографиями, патентами на научные открытия, другими публикациями).

Публицист работает с проверенными фактами. Если он не сам добыл информацию, то проверить ее все равно должен, используя один из методов сбора! Как ни крути, а уметь ими пользоваться необходимо все равно, что врачу статоскопом или скальпелем.

В ПОГОНЕ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

Имея в наличии один факт, журналист может написать новость, заметку, интервью, экспресс-опрос, репортаж, отчет. Иными словами: любой информационный жанр публицистики. Они отличаются от других оперативностью, краткостью, отсутствием художественных образных средств выразительности. Факт, в данном случае, будет являться основой материала или информационным поводом для его написания.

НОВОСТЬ - коротко о главном! Информация в двух строках или трех предложениях. Новое развитие старой истории, которая не требует подробного изложения. Это изюм, который можно есть и без пирожка. Уже вкусно! Уже в курсе событий дня.

ЗАМЕТКА - жанр для самых внимательных журналистов, так как им ничего не стоит ЗАМЕТИТЬ интересный факт. Факт сопровождается некоторыми подробностями (кто был организатором события, что послужило причиной, как все прошло, каковы последствия), комментариями специалистов, очевидцев и участников события. Если нет достаточно веского повода делать пространное интервью, или расписывать событие в действии, лучше сделайте небольшую заметку - достигнете большего эффекта. В заметках широко используется цифровой материал.

ИНТЕРВЬЮ - беседа журналиста и героя публикации. Правда, не всякая беседа достойна того, чтобы ее излагали в форме "вопрос-ответ". Герой должен обладать общественной значимостью, владеть информацией, быть компетентным в вопросе, быть просто интересным для читателя. Если герой обладает изысканной речью, часто использует профессиональные термины, то журналист стремится с помощью прямой речи передать колорит беседы, манеру и стиль общения героя. Форма построения интервью проста: вводная часть с представлением героя и тем фактом, который заставил нас обратиться к этому человеку; основная часть с вопросами и ответами; заключение с итогами беседы.

ЭСПРЕСС-ОПРОС - опрос на актуальную тему у нескольких героев разного возраста, разного социального положения и разной профессиональной принадлежности. Таким образом, разные ответы на один и тот же вопрос показывают срез настроения, общественного мнения. Для этого в материале сначала описывается проблема и информационный повод - факт, послуживший поводом для написания экспресс-опроса. Затем представляется палитра мнений: от негативного до положительного, резкие и нейтральные. Желательно в каждом мнение показать, почему именно так думает человек. Выводы обязательны.

РЕПОРТАЖ - самый живой из всех жанров публицистики. Это - рассказ с места события. Журналист не может написать репортаж, не выходя из редакционного кабинета. Он должен все увидеть своими глазами, услышать своими ушами, пощупать (если нужно и можно) своими руками. Для этого глаза, уши, руки и ноги журналиста всегда должны быть в состоянии боевой готовности! Картинка + существенные детали + описание места события, особенности производства + настроение людей-участников + оценка события, размышления над фактами, раскрытие социального смысла. Повествование динамичное. Журналист должен достичь эффекта присутствия, эффекта наглядности и эмоциональности у читателя. Для этого в материале появляется автор, действие описывается с помощью глаголов, преимущественно настоящего времени.

ОТЧЕТ - суше жанра не придумаешь. Скукотища для того, кто любит писать, приукрашая, рассказывать, удивляя. В отчете журналист констатирует факт, как правило, заседание, пресс-конференцию, собрание, встречи, приемы, научно-практическую конференцию, семинар и пр. кабинетные события. Пришел, увидел, написал. Кто собрался, зачем или по какому вопросу, кто что интересного предложил (цитируя дословно), и чем, собственно, все закончилось? Герои выступают с докладами и речами, а журналист ловит показательные мысли и включает их в отчет.

Кроме того, в публицистике есть аналитические и художественно-публицистические жанры. Для первой группы (статья, корреспонденция, обозрение, обзор, рецензия) требуется актуальная проблема и множество фактов, с помощью которых журналист проводит анализ и выходит к предлагаемым путям решения этой проблемы. Для художественно-публицистических жанров (зарисовка, очерк, путевые заметки, фельетон, эссе) главная задача - на основе реальных фактов выстроить образ! Здесь уже широко применяются литературные выразительные средства.

СЛОВАРЬ ЖУРНАЛИСТСКИХ ТЕРМИНОВ

Ты наверняка знаешь, что такое профессионализмы. Это специальные термины, которые используются представителями той или иной профессии. Слышишь, например, такую фразу журналиста: "Набери, пожалуйста, чердак бриллиантом, а на развороте оставь больше воздуха", - и думаешь: "О чем это он?" Оказывается, это просто рекомендации по оформлению текстового материала в газете. Чтобы ты чувствовал себя в такой ситуации своим, познакомься с некоторыми терминами, которые могут пригодиться тебе, как будущему журналисту, или при составлении школьной викторины в профессиональный праздник российского журналиста - 13 января.

СЛОВАРИК ЮНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

ШКОЛА РОСТА

В разное время она называлась по-разному. С момента образования, когда занятия велись в новосибирском театральном училище, юнкоры ходили в школу юнкоров газеты "РОСТ". Позже, когда газета стала выходить за пределы города, области, а потом и региона, ее стали называть Сибирской Школой Юнкоров. К тому же, газета стала занимать первые места и завоевывать гран-при на различных фестивалях и слетах! Даешь Всероссийской газете для тех, кто растет, Всесибирскую школу юнкоров! В 1995 году газета стремилась завоевать сибирский регион, выходить в Тюмени, Хакасии, Томске, Кемерово и на Алтае. Открывались пункты собкоров, а при них организовывались школы юных собкоров.

Сегодня редакция не ставит перед собой цели завоевать детскую аудиторию сибирского региона. Газета "РОСТ" берет ориентир на областную аудиторию. И при ней работает новая школа юнкоров.

Учитывая то, что юнкоры - это, как правило, активные подростки, со здоровым любопытством к жизни, лидерскими способностями, редакция выступила инициатором создания при возрожденной газете "РОСТ" новосибирской городской общественной организации под названием "ШКОЛА РОСТА" и предложила объединиться существующим школьным пресс-центрам, пресс-центрам детских общественных организаций города и области, студиям и кружкам юных журналистов.

Это позволяет им не вариться в собственном соку, а быть в курсе последних методических разработок, учебных программ, позволяет сообща решать свалившиеся проблемы, а также знать, где и как можно повысить свой профессиональный уровень. Газета увидела в создании НГОО "ШКОЛА РОСТА" реальную возможность расширить собкоровскую сеть областной газеты "РОСТ", наладить периодическое поступление информации с мест и аналитическую работу с собкорами. За 10 лет работы в газете "РОСТ" накоплен богатый опыт, которым редакция готова делиться с членами НГОО "ШКОЛА РОСТА".

Членство в общественной организации как коллективное, так и индивидуальное, но ежегодный членский взнос вносится пофамильно на начало нового календарного года и в момент вступления в НГОО "ШКОЛА РОСТА".

Созданный фонд призван финансировать следующие мероприятия:

  1. Выпуск методических пособий, авторских разработок по начальной журналистике для преподавателей.
  2. Выпуск учебных пособий, рефератов по начальной журналистике для юных корреспондентов, проходящих обучение.
  3. Конкурс повышения профессионального мастерства педагогов по журналистике, работающих в НГОО "ШКОЛА РОСТА".
  4. Делегирование лучших юнкоров "ШКОЛЫ РОСТА" на региональные и всероссийские слеты и фестивали детских средств массовой информации, проводящихся минимум в 5 регионах страны в разное время.
  5. Совместные проекты и программы.
  6. Издание имиджевой продукции в виде футболок, кепок, канцелярских товаров с логотипом НГОО "ШКОЛА РОСТА".

Чтобы стать членом НГОО "ШКОЛА РОСТА", надо связаться с ее координатором или главным редактором газеты по адресу:
630100, Новосибирск-100, ул. Планировочная, д. 5, к. 209, газета "РОСТ".
Тел./факс (3832) 495909.
E-mail: lika2210@mail.ru.




/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы / Гостевая книга / Электро-почта /