На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
БЫТЬ ЛУЧШИМ — ВСЕГДА ПОЧЁТНО

Наверняка многие из вас уже пытались искать себе какую-нибудь работу, хотя бы на время летних каникул. Почти уверена, что если кто и нашёл, то, скорее всего, что-то незначительное, и уж точно больших денег не заработал. И это при том, что у вас всё в порядке со здоровьем. А каково приходится в этом смысле ребятам с какими-то отклонениями или серьёзными травмами? До недавнего времени мне казалось, что инвалиды просто выброшены из нормальной жизни, не смотря на то, что бесконечные разговоры про их социальную реабилитацию. Тогда я ещё не знала о существовании в Новосибирске профессионального училища-интерната для инвалидов (кстати, единственного в своём роде за Уралом), где ребят с отклонениями в здоровье обучают разным рабочим профессиям, а главное — трудоустраивают.

Здесь учатся около 300 детей-инвалидов и сирот. Все они находятся на полном государственном обеспечении. Для обучения им созданы все условия: ученики бесплатно получают профессиональное образование, обеспечены общежитием и питанием, пользуются многими другими льготами. «Мы обучаем самым востребованным рабочим профессиям, — говорит директор училища Николай Иванович Усияк. — Ребята занимаются по 12-ти специальностям: портные, обувщики, переплётчики, слесари, но самыми популярными среди поступающих являются специальности часовщика-ремонтника и вышивальщицы». Возраст учащихся — от 15-ти до 45-ти лет. Дело в том, что училище производит переподготовку и взрослых людей, получивших инвалидность.

Конечно, при поступлении никаких экзаменов сдавать не нужно, решающую роль играет личное дело и школьные отметки. Существует в училище и особое отделение профессиональной ориентации, где для каждого подбирают именно ту специальность, которая ему подходит. Ежемесячно на 3 недели формируется группа для профессионального отбора. С ребятами работают психолог, социальный педагог, преподаватель по общеобразовательным предметам и преподаватель-профконсультант, который и помогает инвалиду определить, какую профессию ему выбрать.

Несмотря на то, что выпускники училища по своему профессиональному уровню нисколько не уступают своим сверстникам, проблемы с трудоустройством всё-таки есть. Предприятия боятся брать на работу инвалидов, хотя государство предусмотрело для таких организаций определённые льготы. Поэтому училище заключило договоры с районными центрами занятости. Но часто приходится договариваться с работодателями ещё в период прохождения студентами практики на предприятии. Как бы тяжело в этом отношении не было, администрация училища старается помогать своим выпускникам, тем более что многие из них вообще не имеют родственников.

Может быть, поэтому обстановка в училище поистине домашняя, да и к профессии, которой обучаются ребята, отношение какое-то особенное, трепетное. В минувшую пятницу в училище проводился традиционный конкурс «Лучший по профессии-2004». В нём принимают участие абсолютно все учащиеся. На первом этапе отбирают лучших по успеваемости и посещаемости, и уже затем начинается собственно конкурс, в ходе которого ребята должны ответить на теоретические вопросы по своей специальности, а затем показать умения и навыки на практике. Этот конкурс в училище проводится на протяжении вот уже 10-ти лет. Подготовка к состязанию идет с самого начала учебного года, ведь завоевать звание «Лучшего по профессии» среди учеников считается престижным, хотя особых привилегий звание не даёт, разве что уважение одногруппников.

Самым зрелищным, конечно, оказался заключительный этап конкурса. С рабочими инструментами участники конкурса, обосновались прямо в актовом зале, получили задания жюри и приступили к работе. Надо сказать, что задания были достаточно серьёзные, а время — ограничено. Например, нужно было успеть раскроить прямую юбку за 19 минут, или собрать верхнюю часть мужских ботинок за 10 минут, или отремонтировать электробритву за 15 минут. Самое интересное, что ребята справлялись с поставленной задачей в эти короткие сроки. А уж что творилось с болельщиками в зале — и описать трудно. Это даже чем-то напоминало КВН.

Из каждой группы, а их в училище 16, были выбраны «Лучшие по профессии-2004». Одним из них стал студент первого курса, слесарь-ремонтник бытовых приборов 17-летний Вадим Ковалёв:

— Красная лента, которую я завоевал, конечно, накладывает определённую ответственность, но вряд ли отношение одногрупников ко мне изменится после моей победы. Не могу сказать, что она далась мне легко. Пришлось позубрить теорию, потренироваться на практике в цехе. Мне кажется, что профессия слесаря — это хоть и не моё призвание, потому что после училища я твёрдо решил поступать в вуз, но, во всяком случае, способности к этому ремеслу у меня есть. Мне ещё в школе нравилось что-то мастерить, чинить, в общем, помогать по дому.

Маргарита Харина
Фото Натальи Руденко

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /