На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
СТО ОДЁЖЕК И ВСЕ НЕРУССКИЕ

В данный момент в Новосибирске проживают представители более ста различных национальностей. Жителям мегаполиса приходится мирно уживаться друг с другом. И здесь не может быть и речи, о какой бы то ни было враждебности. Нужно отметить, что в Новосибирске национальный экстремизм не так развит, как, например, в Москве. И, несмотря на то, что Новосибирск — столица Сибири, и именно сюда стекаются основные потоки беженцев и переселенцев, жители нашего города как-то спокойно, по-сибирски относятся к этому. Особой вражды к представителям других национальностей или другого вероисповедания нет, даже несмотря на то, что порой переселенцы (например, таджикские цыгане) доставляют массу неудобств коренным новосибирцам. Это происходит, может быть, потому, что у нас идеи толерантности внушаются с детства. Так, в Новосибирске существует свой Центр национальных литератур при детской библиотеке им. А. Чехова, здесь можно получить любую информацию об интересующей нации, проживающей в Новосибирске или в области, её традициях, укладе жизни и познакомиться с книгами на национальном языке. Но помимо основной деятельности, работники Центра проводят массу мероприятий, пропагандирующих идеи национальной терпимости среди школьников.

Одним из последних стал День национального костюма, проходивший в детской библиотеке им. В. Даля. Сюда были приглашены пяти-шестиклассники из гимназии №22, которые и не подозревали о таком понятии, как толерантность. Но главной целью организаторов было познакомить ребят с народами, проживающими на территории новосибирской области, через историю их национального костюма. Ребята из еврейского благотворительного центра «Атиква» представили зрителям праздник Тубешват и национальные костюмы хасидов (религиозных евреев). «Тубешват» в переводе с иврита — это новый год деревьев, в этот день каждый еврей должен обязательно посадить хотя бы одно дерево. Даже к празднику евреи подошли с чисто практической точки зрения. Затем зрителям пришлось резко перенестись из Израиля на север России, а именно в республику Саха-Якутия. Представители якутского землячества в Новосибирске показали как старинные национальные костюмы якутов, так и их современные стилизации. Естественно, здесь было много меха, золота и различных камней, ещё бы, медь Якутия славится своими природными богатствами.

А вот на вопрос ведущей «Откуда родом кафтан?» присутствующие хором ответили, что это чисто русская одежда. Но не тут-то было, казалось, что слово кафтан» татарского происхождения, а носили его действительно в России. А вот с настоящим национальным татарским костюмом ребят познакомили представители Татарского культурного центра. Дело в том, что татары в Сибири являются коренным населением, они здесь жили ещё задолго до прихода Ермака, да и сейчас Новосибирской области остались татарские поселения. До сих пор многие деревни и посёлки носят татарские названия, например, Тогучин, Сузун, Кулунда и др. Конечно, там давно никто не ходит в национальных костюмах, поэтому ребята с интересом разглядывали наряд девушки-модели: ярко-красное платье с украшениями, кожаные сапожки и головной убор (у девушек это небольшой колпачок, а у замужних женщин — платок).

А представители Украинского (центра рассказали о своём национальном костюме. Его основу составляет рубаха, в древности ей приписывались магические свойства. Чтобы нагнать порчу на врага, достаточно было завладеть его рубахой и совершить с ней некие магические манипуляции. Рубаха защищала уязвимые участки человеческого тела различными вышитыми узорами: как правило, шитьё было на рукавах, вороте и подоле. Украинки сверху рубахи надевали ещё и понёву — это что-то типа передника. На голове обязательный убор: для девушек это лен-га или венок из цветов, а для женщин — платок. Дело в том, что в старину люди, и не только украинцы, считали, что в человеческих полосах заключена злая энергия, поэтому нельзя было распускать волосы или ходить с непокрытой головой, особенно замужней женщине, иначе сочтут ведьмой. Белорусская национальная одежда не сильно отличается от украинской. Так же основе костюма составляет льняная рубаха с вышитыми узорами, по которым, кстати, можно узнать о человеке практически всё: возраст, семейное положение, вероисповедание и многое другое. Сверху рубахи надевалась клетчатая юбка — андарат, жилетка — горест опять же платок.

Есть в нашем городе и польский культурный центр, представители которого также рассказали своих национальных костюмах. Оказывается, в Польше существуют около 60-ти видов различных народных одеяний, то есть в каждом воеводстве — своё. А всё потому, что в этой стране необычный ландшафт: многие регионы сильно изолированы друг от друга отсюда и множество диалектов польского языка. Эта неоднородность проявляется в Польше и до сих пор. Так, в некоторых регионах, например, в Татрах, и в настоящее время люди в выходные дни одеваются в национальные костюмы той местности, в которой они живут, а в некоторых — национальная одежда утеряна навсегда.

Но особый интерес собравшихся вызвали представители финского землячества в Новосибирске, а таких у нас всего несколько человек. Это так называемые ленинградские финны. Дело в том, что они жили на севере Ленинградской области, граничащей с Финляндией, но в 30-е годы их раскулачили и выслали в Сибирь. Так что в нашем городе есть даже финны. В Финляндии так же, как и в Польше, существует особый наряд в каждой губернии. А ребятам был показан типичный костюм финской хозяйки. Она обязательно должна была иметь чепчик на голове, передник, ключи, кошелёк и тёплую накидку на плечах.

Естественно, что ребятам были представлены далеко не все народности, проживающие в Новосибирске и области, но, увы, нельзя объять необъятное. Поэтому юнкоры газеты, ребята из общественной организации «Школа Роста», задумали сделать сайт о толерантности и уже там подробно рассказать о национальных центрах, традициях и обычаях разных народов.

Маргарита Харина, фото Натальи Руденко

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /