На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
О СЕБЕ ЗАЯВИЛИ БУДУЩИЕ «ЭЙНШТЕЙНЫ»

На этой недели все почувствовали конец зимы, в разгаре третья четверть. Ещё пять месяцев, и… у 11-х классов начнутся вступительные экзамены! Но пока есть время подготовиться, блеснуть знаниями на каких-нибудь олимпиадах или интеллектуальных играх. На прошлой неделе НГТУ предоставил своим будущим абитуриентам возможность проявить способности в физике и показать, что она без них в XXI веке, как наука, ну никак не выживет.

В стенах университета прошла Областная олимпиада по физике для школьников 9-11 классов. В первый день юные «Эйнштейны» выполнили теоретическую часть, состоящую из пяти задачек, а во второй — экспериментальную, где нужно было сделать лабораторную работу. Однако показать свои знания на практике смогли лишь те, кого посчитала достойным методическая комиссия, руководствующаяся результатами теоретических работ. Мне представился случай заглянуть в аудиторию, где 11 классы выполняли свои лабораторные работы, и моему взору открылась такая картина: все сидят, пишут, думают, обставленные штативами, динамометрами, амперметрами и другими измерительными приборами. Такая научная атмосфера, аж страшно становится! Да, это вам не лабораторка в школе на уроке физики: все бросаются шариками, списывают друг у друга результаты измерений, кто-то пускает бумажные самолётики на парту к самому «мозгу» с просьбой сделать ему работу за чупа-чупс

В среду участники, родители, организаторы проведения олимпиады и журналисты (в моём единственном лице, правда) собрались на объявление итогов и разбор лабораторных работ. Председатель методической комиссии, доцент кафедры прикладной и теоретической физики Алексей Алексеевич Харьков, приступив к анализу экспериментальных заданий, стал рисовать схемы электрических цепей, формулы, системы уравнений, и всё латинские буквы, цифры, знаки… У меня чуть голова не лопнула! А вот участники олимпиады спокойно смотрели и, как мне показалось, абсолютно всё понимали. В конце концов, настал момент объявления итогов. Призовые места присуждались совсем не по принципу «кто сделал лучше всех, тому I место, кто немного хуже — II, а кто не дотянул немножечко больше — III». Здесь, чтобы победить, нужно было набрать конкретное количество баллов, также со II и III местами. Поэтому многие участники, прошедшие в экспериментальную часть, стали призёрами. Так, в их число попали абсолютно все одиннадцатиклассники, выполнившие лабораторные работы. Примечательно и то, что на I и II местах оказались только ученики новосибирских гимназий, лицеев и школ, в том числе и ФМШ. Я же решила поговорить с иногородним призёром олимпиады — Андреем Гребенцовым из школы №176 (г. Карасук), занявшим III место.

— Андрей, насколько трудно тебе было справиться со всеми испытаниями? Какие задания тебе достались?

— В первом туре попалась парочка сложных задач. Темы заданий — термодинамика, электричество, магнитные поля, кинематика. В экспериментальной части нужно было найти ЭДС (электродвижущая сила), напряжение источника тока. В общем-то, это оказалось не так уж и сложно. Я работал с электрической цепью, амперметром, вольтметром, резистором, реостатом. Труднее всего было сосредоточиться. Это всё-таки областная олимпиада, а не районная, и волнение ощущалось сильно.

— Током никого не ударило случайно?

— Нет. Максимальное напряжение было всего 15 вольт. Это немного.

— Как ты сам оценивал проделанную тобой работу? На победу рассчитывал?

— В первой части я выполнил где-то половину всего объёма работы, а во второй — в общем-то, всё. Но, честно говоря, после теоретических задач я был почти уверен, что не пройду в экспериментальную часть.

— Как ты вообще попал на эту областную олимпиаду?

— У нас сначала прошли районные олимпиады. Я на физике занял II место, уступив лишь своему другу Александру Трахимёнку. Из Новосибирска позвонили в нашу школу и пригласили участвовать в областной олимпиаде. Отправили нас двоих, и мы вот оба заняли III места.

— После участия в олимпиаде у тебя в жизни что-то изменилось? Ты открыл что-то новое для себя?

— Я встретился со всеми своими старыми друзьями из каникулярной школы. На каникулах нас, как сейчас говорят, одарённых детей, собирают со всей области. Летом обычно в лагере «Созвездие Юниор», а зимой — в Бердске, и мы интенсивно изучаем определённые предметы. Занимаются с нами преподаватели из новосибирских университетов. Я был в каникулярной школе уже несколько раз и за это время успел приобрести много друзей. Когда мы разъезжаемся по домам, то приходится надолго расставаться. Здесь, на олимпиаде, мы снова встретились и были безумно рады видеть друг друга.

— А что тебя всё-таки привлекает в физике? Почему ты выбрал именно её, а не математику, например?

— Я считаю, физика — это наука, которая может объяснить всё, происходящее вокруг меня. Я, конечно, не отрицаю, что в жизни есть вещи, которых не объяснишь с помощью науки, но, всё-таки, большинство явлений физика объясняет. Наверняка такие способности в физике мне достались от родителей. Мой отец закончил физический факультет НГПУ, а мама — математический. Они хорошо разбираются в точных науках.

— Расскажи, как у тебя обстоят дела с физикой в школе. Занимаешься ли ты ею дополнительно?

— Учителя в школе меня хвалят. Говорят, что я знаю достаточно для того, чтобы поступить в вуз и учиться там. Что касается домашних заданий, то я из разряда тех учеников, которые ничего не учат и получают «пятёрки». Делаю только некоторые письменные уроки, чтобы учителя видели, что я хоть что-то делаю. А кроме школы учусь в ФМШ на заочном отделении. В районных олимпиадах всегда занимаю I и II места.

— Увлекаешься чем-нибудь?

— Да. Занимаюсь спортом: играю в баскетбол и волейбол. Учёбе, как видите, это нисколько не мешает.

— Решил, куда будешь поступать после школы?

— Да. Хочу учиться здесь, в НГТУ, на ФТФ (физико-технический факультет) или в СибГУТИ (Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики) на информатике и вычислительной технике. Вообще, у меня в жизни есть мечта — серьёзно заняться баскетболом. В науку же сильно вдаваться не хотелось бы. Но, к сожалению, всё складывается так, что на тренировки у меня остаётся слишком мало времени. Вот, видите, по олимпиадам тут разъезжаю. Поэтому пока обстоятельства в пользу физики.

— Знаешь, всех физиков разделяют на теоретиков и практиков. Ты кто?

— Я однозначно практик. В теории нужно разбираться, понимать процессы и явления в уме. Знать, что и к чему, куда да как, именно в уме. А практика всё показывает наглядно, так, как есть на самом деле. Хочу на всю область поблагодарить своего учителя по физике Владимира Петровича Мальцева. Спасибо ему огромное. Заняв III место, Андрей хоть и не получил права на льготы при поступлении на любой технический факультет НГТУ, зато приобрёл энциклопедию и компакт-диск с обучающими материалами по физике. С такими призами, думаю, поступление в вуз гарантировано. Такими же подарками были награждены и другие призёры олимпиады.

Кто знает, вдруг за эти два дня в стенах НГТУ побывали будущие великие учёные, которые сделают ещё много открытий? Здорово было бы, правда?

Наталья Руденко, фото автора

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /