На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
ПРЕЖДЕ ЧЕМ УЧИТЬСЯ, НАДО АДАПТИРОВАТЬСЯ

Честно говоря, я завидую поступившим в Институт филологии, массовой информации и психологии (филологический факультет) Педагогического университета в последние два года. Ещё до начала учебных занятий они могут познакомиться со своими одногруппниками. Узнать их не только по именам, но и их хорошие и даже плохие качества. Такую возможность они получают в адаптационном лагере, который проходит в конце августа в течение трёх дней. Когда я поступал в университет, такого не было, знакомство совмещали с учёбой.

Адаптационный лагерь — не детский оздоровительный, хотя «адаптируются» первокурсники в арендованном летнем лагере им. С. Тюленина. Отрядов здесь нет, а есть группы, в которых студенты будут учиться все пять лет. Вместо вожатых — кураторы, вместо воспитателей — декан, заместитель декана, преподаватели факультета. В основном, с группой работает куратор. Это студент выше курсом или несколькими, который направляет, наблюдает и помогает первокурсникам интересно и с пользой провести время в лагере. Каждый день проходит в напряжённом режиме. Сразу после завтрака начинаются различные мероприятия: спортивные игры, интеллектуальные, творческие конкурсы и т.д., вечером — концерт, костёр, дискотека. Причём по окончании одного тут же начинается другое. А за ночь каждая группа ещё должна подготовить стенгазету о прошедшем дне.

Основное мероприятие в адаптационном лагере — это посвящение в студенты. Оно состоит из разных этапов-испытаний, которые должна пройти группа. Цепь испытаний представляет из себя составляющие студенческий день моменты: сбор в институт, поездка в автобусе, дорога от остановки до института, опоздание на занятие и, как следствие, объяснение с деканом, гардероб и, наконец, лекции. Испытания не лёгкие: например, пройти дорогу от автобусной остановки до института значит цепочкой, держа друг друга за руку, пролезть, через беспорядочно натянутую между трёх сосен резинку.

Несмотря на жалобы на плохое питание и недосыпание, впечатление о проведённых днях у первокурсников, как правило, оказывается положительным. Вот что в эссе «Наш лагерь» пишет Ксения Тиманова: «Три суматошных, безумных, но замечательных и весёлых, дня принесли многое. Во-первых, друзей, классных ребят. Уже до начала учебного года, мы ощутили себя единой, неразделимой группой… Умываясь под одной струёй ледяной воды, толкаясь в очереди в столовой и укрываясь зачастую одним одеялом, привыкаешь друг к другу так, как не привыкаешь за сто лекций».

О цели адаптационного лагеря рассказал заместитель декана по воспитательной работе Юрий Крылов:

— Школа воспитывает в человеке несамостоятельность, безответственность за свои поступки. Большинство детей привыкли к тому, что классный руководитель водит их за ручку, делает многое за них. Редко за какие поступки исключают из школы. В институте другие условия. Институт может спокойно расстаться со студентом. Здесь нет классного руководителя. Можно семестр не посещать лекции, и у студента складывается ощущение, что никаких наказаний за это нет. А потом оказывается, что студента не допустили к сессии. Большинство первокурсников оказываются не готовыми к студенчеству. В лагере первокурсникам всё приходится делать самим. Таким образом мы готовим студентов к новому типу обучения.

Раньше я неоднократно сталкивался со студентами, которые в конце первого курса не знали своих одногруппников. В лицо узнают, а фамилии не знают. В лагере студенту деться некуда — он вынужден в течение трёх суток общаться со всеми первокурсниками.

— Интересно, студенты, которые в прошлом году побывали в адаптационном лагере, отличаются от тех, кто не ездил?

— Для меня, как заместителя декана по воспитательной работе, разница принципиальная, особенно первые полгода. Студенты, побывавшие в лагере, с 1 сентября живут интересной, насыщенной жизнью. Они готовы участвовать во всех мероприятиях. Их фамилии на слуху у преподавателей. Те, кто не ездил в лагерь, ничем не хуже. Им просто тяжелее, особенно если у них есть желание занять лидирующее место в группе. В лагере студенты сами выбирают старост группы, которые действительно справляются со своими обязанностями.

В следующем году будет ещё интересней — кураторы настроены на упорную работу. Изменится и название: вместо адаптационного лагеря будет лагерь введения в специальность.

Руслан Хакимов

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /