На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ ЛЮБУЮ?

«Да, работать, — конечно, хорошо, а учиться — ещё лучше…», — мечтательно рассуждает наш фотокорреспондент Наташа. Она готовится к поступлению на журфак НГУ и тем временем работает в любимой газете. Наташа — девушка целеустремленная, трудности её не пугают. Подумаешь, не поступила с первой попытки! Обидно, но и полезно: можно и поработать целый год, и заодно проверить на прочность своё желание стать профессиональным журналистом. А бывает и так: закончил молодой человек школу, поступил в вуз, получил долгожданную специальность экономиста или юриста, и… остался без работы.

По статистике государственной службы занятости населения в Новосибирской области, в 2003 году из всего количества обратившихся в службу молодых людей, нуждающихся в работе, больше 15 тысяч официально были признаны безработными. Это значит, что именно этим людям в 10-дневный срок (со дня регистрации в органах государственной службы занятости) не нашлось подходящей работы.

Вопрос о том, что же такое «подходящая работа», каждый отдельно взятый молодой человек задаёт себе, по меньшей мере, два раза в жизни. Первый раз — перед окончанием школы, когда нужно выбирать профессию и учиться дальше, второй — после окончания вуза. В худшем же случае, вопрос о подходящей именно вам работе остаётся без ответа и переходит в разряд «вечных вопросов».

На сегодняшний день поиск работы является одной из самых болезненных проблем для молодого поколения. Главной причиной, по которой молодой человек не может быть обеспечен работой, специалисты центров занятости населения называют низкую конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Ведь самая распространённая формулировка объявления о приёме на работу сегодня — «от 25 до 35 лет, с опытом работы». Остаётся только догадываться, где сегодняшнему выпускнику взять нужный опыт работы. Не имея таковых, вы можете рассчитывать на низкооплачиваемую работу в сфере обслуживания (официант, продавец, грузчик), куда иногда всё-таки берут без опыта, либо на работу менеджера, где в лучшем случае вам пообещают процент от сделки.

Пожалуй, единственной сферой деятельности, где на отсутствие опыта закрывают глаза — школа. Там вам не только простят отсутствие оного, но и с радостью поделятся своим. Кроме того, проработав пару лет в школе, вы приобретёте ещё один полезный навык — умение выживать на учительскую зарплату. Вот и получается, что туда, где молодые специалисты действительно нужны, никто не идёт работать, зато центры занятости тем временем предлагают всевозможные курсы, которые помогут педагогу стать менеджером, а юристу — продавцом. А всё потому, что, кроме отсутствия опыта, есть и другая объективная причина, по которой многие «свежеиспечённые» специалисты остаются без работы.

Процентная доля выпускников школ, поступающих в вузы, по сравнению с советским периодом увеличилась втрое! Целевого направления на работу своим выпускникам вузы уже давно не дают. В том числе и поэтому, по специальности работает едва ли каждый пятый выпускник вуза. При этом по целому ряду модных специальностей (экономисты, юристы, психологи) наблюдается постоянное перепроизводство. Страшно даже представить, какое количество экономистов и юристов ежегодно выпускают вузы одного только Новосибирска. На вопрос «Куда же девается в итоге такое количество молодых специалистов, оказавшихся ненужными работодателям?» службы занятости отвечают: «Естественно, они идут туда, где им больше предложат денег, либо остаются нетрудоустроенными».

По Закону о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Обратившимся государственная служба занятости обычно предлагает не менее двух вариантов трудоустройства. Если же подходящих не находится, то человека официально признают безработным, и он имеет право на получение пособия по безработице.

Можно сказать, что выпускникам школ в этом смысле повезло больше, чем «молодым специалистам». Специального образования у них ещё нет, профессиональных навыков — тоже. А потому учащемуся школы или её выпускнику работу в центре занятости найдут точно. Для несовершеннолетних и выпускников школ любой предложенный вариант в центре занятости считается «подходящим». Правда и здесь существуют свои ограничения. По трудовому законодательству РФ работодатель имеет право заключать договор напрямую только с лицом, достигшим 16-летнего возраста, в ином случае потребуется письменное согласие со стороны родителей школьника. А со стороны работодателя — строгое соответствие предписаниям закона: работать несовершеннолетний может только в свободное от учёбы в школе время, и уж точно не на тяжёлой физической работе. Обычно школьники трудоустраиваются на период каникул: занимаются ремонтом учебных кабинетов и школьной мебели, строят хоккейные коробки, выращивают овощи в теплицах. Помимо этого в Новосибирске на базе учебно-производственных комбинатов работают целые бригады подростков, занятых в самых разнообразных сферах деятельности.

Хорошо, конечно, если молодой человек ещё в школьном возрасте попробует себя в разных профессиях. Ведь до того времени, когда его официально могут признать безработным, надо окончить школу и ответить, может быть, на самый важный в жизни вопрос: кем быть? А это значит, что у сегодняшних 11-классников ещё есть возможность избежать участи безработного, имеющего диплом с модной, но не востребованной профессией.

Юлия Гребенкина
Рисунок Михаила Неймана

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /
Теплицы в москве оцинкованные теплицы.