На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
ТЯЖЕСТЬ ШАПКИ МОНОМАХА

Об учителях писали, пишут и будут писать. Как в Древней Руси всеобщими любимцами выступали монахи-отшельники-странники, так и сейчас вокруг Учителя сложился ореол этакого народного страдальца-мученика (а если точнее: заслуженного страдальца-мученика или там мученика-страдальца высшей категории). «Духовной жаждой толимы, Идут по земле пилигримы…» Иначе и быть не может. Сдавленный с одной стороны Сциллой государственного пособия по выживанию (как-то не выговаривается в данном контексте высокое слово «зарплата») и Харибдой — оравой маленьких головорезов, пытающихся (не специально, конечно) каждый день довести педагога до белого каления или чего-нибудь ещё более плохого, наш герой заслуживает только всяческих похвал, сострадания, любви и уважения. Оно и понятно, если не можем платить хорошую зарплату и эффективно работать на уроках, то уж любить — всегда пожалуйста. Это мы можем вдоволь. И ещё поклоны отбивать: «Низкий поклон вам…»

Убираем лирику. Всё про любовь к детям и к профессии, про высокое понятие Долга и Ответственности. Что ещё заставляет учителей работать в школах? Сразу же всплывают однобокие и циничные причины: привычка; делать больше ничего не умеют; делать больше ничего не хотят. Что ещё? Но действительно, взрослым учителям перестроиться сложно: как всю жизнь проработал в школе, так тропинка и натопталась… Меня больше интересуют молодые учителя. Те, кто в последние десять лет решил свою судьбу. В условиях жесткой системной социальной модернизации, страха перед будущим и т.д. Их бывшие одноклассники сходу начинают получать неплохие денежки за свой труд, быстро обживаются в этом о-дивно-новом мире. А они? Приходят в школу, без опыта, авторитета, стажа и квалификации… Куда деваться, кому отдаться? Кстати, действительно распространённая тенденция, замеченная ещё в годы Великого перелома (1989-1992), молодые учительницы работают в школах, принося радость детям и себе удовлетворение за титанический труд, а их мужья в это время деньги на семью заколачивают. Более приземлёнными и действенными способами. И до сих пор такие явления не редкость. Тоже вариант. Социальная смекалка работает на всю мощь, общество решает проблемы, которые не способно решить государство. И это правильно. Только вот богатых мужей хватит ли на всех молодых «училок»? Надеюсь, что да, боюсь, что нет.

На самом деле, из школы и школьников можно попробовать выжать гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ну, во-первых, это развитие собственных транспрофессиональных навыков: умение объяснять, слушать, говорить и понимать. Это не так просто, как кажется на первый взгляд, но в любом случае пригодится. Будет ли молодой специалист продолжать «сеять-разумное-доброе-вечное» или уйдёт денюжку заколачивать. Никакие там «Дебаты», тренинги на эффективную коммуникацию-презентацию такого качества не дадут. Во-вторых, это углубление знаний и навыков той области, той образовательной сферы, в которой наш герой специализируется, что также может пригодиться почти в любом случае. Слой молодых выпускников вузов, которые пять лет дурака валяли для дипломной корочки, я в расчёт не беру. Затем — это возможность реализовать свой проект. Сформировать команду, убедить в необходимости воплощении своей идеи в жизнь, пробить финансирование, или наоборот, ещё лучше, денег заработать — это не так просто, как кажется, но зато интересно и полезно, что не требует доказательств. Реализация проекта уже стала наиболее популярной и эффективной формой деятельности. Направления, в которых можно развернуться — самые разнообразные. Попробовать перечислять таковые не стоит, дабы не демонстрировать узость мышления автора статьи.

Можно накидать ещё несколько причин, но, кажется, сообразительный читатель сможет это сделать сам, а не сообразительному — хоть бы с этим разобраться. Здесь самое главное — осознание как побуждение к действию, на что я неизменно надеюсь. А благодарность учеников, радость от педагогических побед — всё это придёт и будет истинным наслаждением. Здесь только одно условие: искренность… Но это уже тема другого разговора. Того времени, когда государство и общество осознает, что образовательные институты — это мощнейший ресурс, гораздо более мощный, чем наши нефтяные запасы, ждать осталось недолго. Лет двадцать :). (Да и самой нефти к тому времени уже немного будет…) И тогда на сцену должны выйти новые профессионалы, способные формировать эффективную образовательную политику страны. Люди, уверенные в себе и знающие, чего они хотят добиться в жизни. Дождутся ли они того времени, ускорят его приближение или отойдут в тень — решать им самим. Нам с вами: наблюдать, мешать или помогать…

Денис Обуховски, учитель школы №202

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /