На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ЮНЫХ СКРИПАЧЕЙ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

18 мая в стенах Новосибирской государственной консерватории стартовало одно из самых значительных музыкальных событий года — IV Международный конкурс юных скрипачей. Он собрал талантливых исполнителей из России и дальнего зарубежья, которые борются за звание лауреатов с 18 по 28 мая. Подробнее о конкурсе рассказывает один из организаторов, Василий Иванович Кузин.

— Этот конкурс ориентирован на подростков. Точнее, его участники разделены на две возрастные группы: младшая — до 16 лет включительно, старшая — от 17 до 22. Это, конечно, уже не подростки, но тоже ещё очень молодые исполнители. Конкурс серьёзный, проходит в три тура, это означает, что каждый участник выходит на сцену три раза и готовит почти полуторачасовую программу (по полчаса на тур). К тому же в третьем туре финалисты играют в сопровождении симфонического оркестра. Это тоже показатель уровня: не каждый конкурс может позволить себе такое. Здесь помимо «традиционных» талантов (техничность, музыкальность) от участника требуется исполнительская воля, то есть умение «повести» за собой оркестр.

У конкурса солидная география. Играют 34 человека из России, Узбекистана, Японии, Кореи, Китая, Австралии, Германии, Испании (иностранных граждан — 14). Причём многие участники имеют за плечами победы ещё в одном, а то и нескольких международных конкурсах. Не менее многочисленное и интернациональное жюри. В его состав входят видные музыканты из девяти стран.

— А как относятся иностранцы к Новосибирску? Легко ли их «зазвать»?

— Иностранцы относятся к нашему городу по-разному. Некоторые просто ничего о Сибири не слышали. Но у нас живут и работают великолепные музыканты, многие из которых признаны в других городах и странах. Причём чем выше уровень зарубежных музыкантов, тем обективнее они оценивают музыкальный потенциал Новосибирска.

Проблемы приезда на конкурс всё-таки есть. Ведь мы живём очень далеко, и билеты достаточно дорогие. Но те, у кого есть такая возможность, едут очень охотно.

— Плюсы и минусы конкурса. — Они такие же, как и в любом другом конкурсе. Плохое влияние конкурса на молодого музыканта, когда соревнование превращается в самоцель, в состязание ради состязания. Когда главное — это место, которое ты займёшь, то музыка отходит на второй план. Конкурс превращается в подобие делового предприятия. Один из минусов — обязательный отсев, который происходит в каждом туре. Даже если все исполнители великолепны и талантливы, кто-то должен уйти: нельзя дать 30 первых мест. Но этот минус можно превратить и в плюс: всё зависит от характера. Проигравшим в этом конкурсе важно сделать для себя правильные выводы. Во-первых, важнее всё-таки участие и возможность раскрыться, показать себя рядом с такими сильными соперниками, поиграть в экстремальных условиях, а, значит, чему-то научиться. Во-вторых, сейчас конкурсов много, и если не повезло в этом, то повезёт в другом. Но есть и масса положительных моментов. Разумеется, конкурс — это огромный стимул. Многочасовой труд изо дня в день, безусловно, утомляет, когда нет праздника. Таким праздником могут стать гастроли, ответственные концерты, выступления с оркестром. Одним из праздников, естественно, становится конкурс такого масштаба.

— Значение конкурса?

— Помимо высокого профессионального рейтинга и статуса крайне интересного музыкального события, где прозвучит большое количество красивой музыки в качественном, талантливом исполнении, что интересно, прежде всего, профессионалам, конкурс имеет важное значение для подростков и молодёжи нашего города. Его участники — молодые музыканты из разных стран — показывают «то, чем может быть» молодой человек в наше время. В отличие от знакомого и, к сожалению, распространённого облика подростка, мающегося бездельем. Это молодые люди, которые с детства работают, знают свою цель и делают всё для того, чтобы этой цели достичь. Профессия музыканта сложна. И сегодня, когда эта профессия не всегда достойно вознаграждается (морально и материально), приятно видеть, как музыка объединяет людей совершенно разной культуры и разных стран.

КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ?

— Как стать звездой?

Афанасий Чупин (Россия, I премия в младшей возрастной группе):

— Немного таланта и много работы. А процентное соотношение индивидуально.

Илья Гайсин (Россия, I премия в старшей возрастной группе):

— Для меня это не является целью. Потому что звёздами становятся исполнители поп-музыки. Я занимаюсь совсем не для этого. А в остальном я согласен с Афанасием: определённые исходные данные и много-много работы.

Анна-Мария Валдеррама (Испания, I премия в старшей возрастной группе):

— Стать звездой очень нелегко. «Звёздность» составляет не только хорошая игра, но и удача. Это очень важно.

Арата Юми (Япония, I премия в младшей возрастной группе, самый младший участник конкурса):

— Очень-очень трудно. Нужно слишком много заниматься. Анастасия Агапова (Россия, II в младшей возрастной группе):

— Самое трудное — работа над собой. Ну, и, конечно же, много занятий. А ещё нужно очень много читать и всё делать для самосовершенствования.

— Насколько трудно далась победа в этом конкурсе? Как долго готовились?

Афанасий Чупин:

— Всего лишь нужно было выйти три раза на сцену и сыграть на пределе сил (смеётся). А готовился давно. Если честно, то хотел принять участие ещё три года назад, но не смог по состоянию здоровья. Теперь осуществил свои планы.

Илья Гайсин:

— Я узнал о конкурсе в начале года и сразу начал готовиться. Думаю, что будет определённая доля лукавства, если сказать, что всё далось легко и непринуждённо. Нужно много работы и определённые жертвы ради этого. И потом, ведь никогда неизвестно, каков будет результат относительно подготовки.

Анна-Мария Валдеррама:

— Победа в конкурсе была нелёгкой. Я узнала о нём в декабре и тогда же начала усиленно готовиться.

Анастасия Агапова:

— Это была очень сложная победа для меня. Место в этом конкурсе означает, что я вышла на более высокий уровень, выросла как музыкант. Для меня это важно.

— Приносит ли профессия музыканта на сегодняшний день те результаты, которые вы хотели бы от неё получить?

Афанасий Чупин:

— Конечно, есть трудности. Например, каждому скрипачу хочется иметь хороший инструмент, но он стоит очень больших денег. И далеко не всегда есть возможность его приобрести. Но без музыки, без скрипки я прожить уже не смогу!

Илья Гайсин:

— Я получаю огромное удовлетворение, выступая перед публикой. Она даёт мне то моральное вознаграждение, которого ждёшь от профессии музыканта. И, в частности, на этом конкурсе был тёплый приём и заинтересованность, которые не могли не порадовать.

Анна-Мария Валдеррама:

— Есть много хороших музыкантов, которые не имеют возможности проявить себя должным образом, и это очень обидно.

— Ваши пожелания начинающим музыкантам.

Афанасий Чупин:

— Удачи, много сил, трудолюбия.

Илья Гайсин:

— По опыту именно этого конкурса я могу пожелать, чтобы юные музыканты никогда не сомневались в том, чем они занимаются. Если ты что-то делаешь, то это правильно и нужно. Нельзя сбиваться со своего пути. Именно это и будет оценено.

Анна-Мария Валдеррама:

— Играть, играть и играть. Это единственный совет и пожелание.

Анастасия Агапова:

— В первую очередь, удачи. И уверенности в себе.

Одним из самых занятых людей на конкурсе был председатель жюри

— Захар Нухимович Брон.

— Как Вы оцениваете выступление собственных учеников?

— Выступили они в целом неплохо, хотя по-разному. Я очень доволен выступлением Майю Кишима. Не с той точки зрения, что этот конкурс является венцом её развития, но с той, что все задачи по исполнению конкурсных произведений были ею выполнены. Думаю, что она могла бы быть украшением любой сцены мира, любого конкурса.

— Ваше мнение, как председателя жюри, о IV конкурсе юных скрипачей? Какой уровень нынешнего конкурса?

— Конкурс прошёл на очень высоком профессиональном уровне. Особенно в старшей группе выступали очень сильные по подготовке, очень интересные участники. Из-за высокого уровня выступающих на этот раз пришлось сделать исключение и не давать дипломов, как это обычно бывает, а всем финалистам «дать места», так как все они были их достойны.

Конкурс очень весомый и становится все более и более значительным. Здесь и участники, мастерство которых я уже отмечал, и жюри из высокопрофессиональных музыкантов из многих стран мира, которое всегда готово увидеть в участниках ростки таланта.

ОЖИДАЕМАЯ «РАЗДАЧА СЛОНОВ»

Несмотря на то, что жюри сказало своё последнее веское слово в последний конкурсный вечер, 27 мая, все заинтересованные знали о результатах напряжённой конкурсной борьбы почти за сутки до награждения. Но «раздачи слонов» ждали с нетерпением и победители, и публика.

В назначенное время на сцене большого зала консерватории появилось жюри, наконец-то показавшееся зрителям после восьми дней конкурса, которые именитые музыканты провели на балконе большого зала. Следом за ними вышли юные победители, волнующиеся то ли по привычке, то ли от скромности. А почётные места заняли ректор консерватории Е.Г. Гуренко, председатель жюри З.Н. Брон и губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский.

После традиционных приветственных и поздравительных речей победителям были вручены дипломы, денежные премии и множество специальных призов. Порадовались мы, конечно, за всех, но особенно за своих, за новосибирцев. А здесь радоваться было чему. Афанасий Чупин (I премия в младшей возрастной группе) получил ни много ни мало — стипендию Захара Брона. Оганес Гирунян (II премия в старшей возрастной группе) завоевал приз зрительских симпатий (уж мы-то постарались!), премию президента фонда Альбениса в Испании и смычок фирмы «Ямаха»! Да не простой, а тот, который Захар Брон разрабатывал совместно с этой фирмой в течение трёх лет. Пока это первый и единственный экземпляр. А играть им будет специально отмеченный жюри участник конкурса вплоть до следующего состязания юных скрипачей (то есть, три года).

Когда восторг от неожиданных специальных призов немного улёгся, а сцену привели в полную концертную готовность, обладатели первых премий снова порадовали нас своей игрой в концерте лауреатов. Арата Юми, получивший, кстати, специальный приз как самый юный участник конкурса, в очередной раз поразил слушателей не только великолепной техникой, но и удивительной эмоциональностью, такой непохожей на обычную японскую сдержанность.

Илья Гайсин произвёл глубокое впечатление виртуозным и вместе с тем концептуальным «Посвящением Паганини» Шнитке. Во время исполнения произведения кто-то из юных любителей музыки, присутствующих в зале, восхищенно ахнул. Майю Кишима своим выступлением подтвердила оценки жюри и вызвала продолжительные овации.

В целом праздничный вечер награждения с его торжественной радостью стал достойным завершением напряженной борьбы талантливых конкурсантов!

За конкурсом следила Юлия Попова

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /