На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
КАНИКУЛЫ В МОНАСТЫРЕ

Ещё чуть-чуть: последние контрольные, зачёты, экзамены — и наступят долгожданные летние каникулы. А где ты отдыхаешь летом? Скорее всего, торчишь в городе, или едешь к бабушке, или в летний лагерь. Ты спросишь: «Где же ещё можно провести каникулы?» Оказывается, в монастыре. И это вовсе не новая туристическая услуга. Как и зачем попадают в монастырь и что там делают, нам рассказала Ирина Шарова, которая провела в монастырских стенах не одно лето.

Как я попала в монастырь?

Сложно сказать, как я пришла к Богу. Наверное, я к нему и не шла. Это получилось само собой. Я рано осознала себя как религиозного человека. Можно сказать, что Бог сам пришёл ко мне.

Лет в четырнадцать или пятнадцать у меня было непонятное желание съездить в монастырь, пожить там. Так сложилось, что моя подруга ездила на лето в монастыри. Она предложила поехать с ней. Так я и попала в монастырь первый раз. Когда я приехала туда, меня как-то сразу приняли за свою, даже не знаю, почему. Попасть в монастырь может любой желающий. Конечно, существуют и закрытые монастыри, но у нас в России их практически нет. В любом российском монастыре есть паломники, которые живут в гостинице. Они работают там или делают разные пожертвования. Приезжают абсолютно разные люди, могут быть даже некрещёные.

Какие в монастыре люди?

Такие же люди, как и мы все. По сути, они не сильно отличаются от нас. Единственное, что заметно сразу: ты всегда можешь предполагать, чего от них ожидать. Потому что это добрые люди, они думают о своей душе. Они не сделают тебе гадости. В целом же они абсолютно разные, как и обычные люди, они различаются по темпераменту. Есть монахини общительные, которые шутят. Конечно, шутки у них отличаются от мирских. Во всяком случае, безобиднее. Например, на сенокос привозят обед: окрошка и квас. Матушка говорит: «Ну, у нас сегодня сплошная квасота». Могут пошутить и над кем-нибудь: назвать молодого человека владыкой или патриархом. Они и сами «чистые», и шутки у них тоже «чистые».

А есть монахини замкнутые, отрешённые, которые ни с кем не разговаривают. Такой у них характер и настрой по отношению к миру. Вообще монастырь — это как лакмусовая бумажка. Там выявляется истинный характер человека. Бывает, что люди меняются до неузнаваемости. Например, тихая и спокойная девушка, ходит в церковь, искренне верует. Приходит в монастырь, и все её страсти проявляются как на ладони. Чуть ли не кидается на тебя, может в буквальном смысле швырнуть чем-нибудь. Монастырь — диагностика душевных пороков, болезней. Он выявляет проблемы, которые могут быть и не видны в мирской жизни. Поэтому сложно определить, кто может остаться в монастыре и принять постриг, навсегда отречься от мира. Иногда самые светлые и верующие могут пожить здесь, да вдруг уйти навсегда, а страстный, чуть ли не бешенный человек смиряется и становится монахом.

Законы монастыря

Определённые правила, конечно, есть. Во-первых, поскольку ты живёшь в монастыре, тебя здесь кормят, то ты должен монастырю помочь. Это обычный хозяйственный труд: работа в огороде, на сенокосе — монастыри живут натуральным хозяйством. И вообще, считается, что если физически помог монастырю, то это большая заслуга и перед Богом. Во-вторых, существуют и правила поведения. В гостинице для паломников они даже выписаны на двери. Жизнь в святом месте налагает обязательства. Нельзя громко смеяться и громко разговаривать. Нужно соблюдать чистоту. Не стоит приезжать в короткой юбке. А если всё-таки приедешь в юбке выше колен, то тебе непременно дадут длинную. Ходят, как принято, с покрытой головой, даже помимо церковных служб. Конечно же, нельзя курить и нецензурно выражаться. Короче говоря, вести себя нужно соответственно ситуации и месту.

Монастырский зоопарк

А в нашем монастыре был зоопарк. Это исключительно потому, что наш батюшка считал, что это необходимо для утешения сестёр. Если у тебя плохое настроение, то ты посмотришь на животных, и тебе становится легче. Сначала был филин, для которого специально ловили змей. Ещё был хомяк. Потом батюшка купил двух енотов и енотовидную собаку. Еноты были очень хорошие: они так забавно обнимались — у них просто настоящие руки. И за енотами интересно наблюдать, как они свою кашу полощут. Они живут в вольере, как в настоящем зоопарке, где обязательно написано: «Животных не кормить».

Потом появилась ещё одна енотовидная собака и лисёнок, которого случайно нашли в лесу. Правда, лисёнок потом пропал: то ли сбежал, то ли его выкрали. Животным в монастыре дают интересные имена, потому что христианские давать нельзя. Один кот как-то случайно оказался в машине «уазик», и поэтому его назвали Азиком. А другого, похожего на него кота, только с пятном на носу, — Мазиком. Собаки Бучик, Ландыш. Еноты — Еник и Еник, а енотовидная собака — Умка.

В монастыре сложнее, чем в миру

Неестественно для человека отрекаться от всего мирского, земного, и этот путь отречения очень сложен. Это почти как смерть. При постриге человеку даже дают другое имя, поскольку тот, прежний человек уже не существует. Иногда монахини, рассматривая фотографии, говорят: «А, это покойная Лена». «Покойная» Лена, конечно, жива, но уже пострижена и отреклась от мира. Тело тебе больше не принадлежит. У тебя остаётся одна душа... Сложно полностью отрекаться от себя. Ошибочно думать, что в монастыре меньше соблазнов. Конечно, там нет, например, рекламы. Но в монастыре идёт более сложная духовная жизнь. Гораздо легче заставить себя что-то делать или не делать, чем о чём-то не думать. В монастыре приходится бороться не с внешним миром, а с самим собой.

Но, несмотря на все эти сложности, побывать в монастыре — отдых и исцеление. Чувствуется, что тебя окружают не просто другие люди и красивая природа, но и само святое место. Даже неверующие уезжают просветлёнными и очищенными.

Юлия Попова

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /