На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
Жизнь реальная и виртуальная

Иногда просто поражаешься, с какой скоростью новая техника вторгается в нашу жизнь и изменяет её. Каких-нибудь 20 лет назад цветной телевизор был далеко не в каждой семье, и смотреть по нему было особо нечего. Большую часть экранного времени занимала идеологическая обработка населения в духе коммунистической партии. О существовании персональных компьютеров знали только профессионалы, и те зачастую в глаза их не видели.

С 90-х годов на наш рынок хлынул поток импортной аудио- и видеотехники, а следом за ней — персональные компьютеры. Сейчас трудно себе представить городскую квартиру без телевизора и видика, а интернет-клубы и кафе появились чуть ли не в каждом квартале. Изменилась и система телевещания. Вместо 2-3 советских каналов с одними и теми же надоевшими фейсами — более десятка студий, борющихся за внимание зрителей. Включил — и смотри, что хочешь. Тут тебе и боевики, и детективы, и многосерийные мелодрамы, и юмористы, и спорт, и музыка, и эротика. Правда, вкус у большинства наших сограждан не развит. Смотрят они всё подряд вперемежку с набившей оскомину рекламой. От этого в голове образуется полная каша, совершенно нелепые представления о жизни, невообразимая смесь из детективов, мыльных опер и поп-музыки. Это у взрослых. Что же говорить о детях с их неустойчивой и очень ранимой психикой? А ведь только ребёночек начнёт подрастать, на собственные ножки становиться, его мама с папой к телевизору подсаживают. Он доволен, и родители довольны, им не надо следить за малышом и убирать за ним игрушки. Каким вырастет этот малыш, который смотрит мультики вместо того, чтобы гонять машинки, наряжать кукол или строить из кубиков, родители пока не задумываются. А вырасти при таком воспитании может человек, неспособный к реальной деятельности. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и учится действовать в нём, создавать что-то новое. Если же он с малых лет привыкает только наблюдать и ничего не делать, откуда у него возьмутся необходимые навыки? Хорошо, если ребёнок сам по себе активный, если он после просмотра фильма начинает играть в его героев, пропуская то, что увидел, через своё тело и чувства. Тогда есть шанс, что он чему-то научится, сидя у телевизора. Если же он смотрит пассивно, не подключаясь эмоционально к героям сказки или мультика, толку от этого никакого.

В одном из городов несколько лет назад изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после советских мультиков дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит. После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. То же касается игровых фильмов и различных телешоу. Среди них есть такие, которые помогают человеку стать добрее, чище, мудрее. К сожалению, гораздо больше тех, которые будоражат психику, вызывая страх, агрессию, недоверие к людям и окружающему миру. Поэтому смотреть телевизор нужно не слишком часто и с большим разбором, особенно детям и подросткам. Но вернёмся к нашему телевизионному ребёнку. Сначала он смотрит мультики и сказочки, потом переходит на боевики, сериалы и фантастику. Там демонстрируется жизнь, не имеющая ничего общего с жизнью его родителей. Она такая красивая и притягательная, и она кажется настоящей. В 8-9 лет чадо садится за компьютер и быстро обучается играть в игрушки и осваивается в интернете. Это ещё интереснее, чем телевизор, поскольку там создаётся иллюзия действия. В результате всего этого вырастает человек, живущий в искусственном виртуальном мире и понятия не имеющий о реальной жизни. В голове у него всё перепутано, он не всегда может отличить, что происходит на самом деле, а что — в его воображении. Из-за этого он часто в самых обычных ситуациях попадает впросак. Он не умеет выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, не получает удовольствия от общения с природой. Он не знает и не умеет элементарных вещей, например, как вырастить овощи или отремонтировать что-то в квартире. Он мечтает о красивой жизни богатых и кинозвёзд, о героических подвигах, но не способен палец о палец ударить, чтобы мечта превратилась в реальность. Несоответствие реальной жизни тому, что он каждый день видит на экране, напрягает и раздражает его, и он снова и снова удирает от неё в мир своих грёз.

Между тем ребёнок подрастает, и жизнь предъявляет ему свои требования. Нужно работать, зарабатывать, создавать семью, а он к этому не готов ни морально, ни физически. Он вырос, но не стал взрослым, не научился принимать решения, брать на себя ответственность и действовать в реальном мире. И тут начинаются неврозы, депрессии, болезни, попытки самоубийства. Всё это способы сбежать из реальной жизни, такой страшной и непонятной, обратно в свой виртуальный мир. Правда, некоторые находят своё место в жизни как создатели виртуальных иллюзий: новых компьютерных программ, телешоу и т. п. Но таких немного.

Мой совет любителям подолгу сидеть у телевизора и за компьютером: оторвитесь от светящихся экранов и посмотрите, что происходит внутри и вокруг вас. Почувствуйте своё тело, наверняка оно хочет двигаться и действовать, а не сидеть часами в одной позе. Дайте ему размяться в спортзале, на дискотеке, в бассейне или на пляже. Посмотрите на окружающих вас людей. Попробуйте понять, что они чувствуют и как к вам относятся. Съездите с родителями на дачу, в лес, на рыбалку, походите босыми ногами по земле, искупайтесь в реке или озере. Это позволит ощутить своё единство с природой. Научитесь что-либо мастерить или ремонтировать собственными руками, это же очень интересно. Почувствуйте вкус реальной жизни, научитесь получать удовольствие от работы, спорта, общения с людьми и природой. У вас пропадёт желание удирать в мир технических иллюзий. Вы можете посмотреть телевизор или поиграть на компьютере иногда, для развлечения и отдыха, но это не будет главным в вашей жизни. Не подумайте, что я плохо отношусь к новой технике. Телевидение и интернет —полезные вещи. Они позволяют быстро узнавать любые новости и лучше ориентироваться в мире. Комп — прекрасный рабочий инструмент, он значительно сокращает количество скучной рутинной работы. Виртуальные игры в умеренном количестве тоже полезны. Они тренируют быструю реакцию, умение мгновенно сориентироваться в ситуации и принять верное решение. В наше стремительное и нестабильное время это стало необходимым условием для выживания. Вдобавок они дают возможность безопасно выпустить накопившуюся агрессию, что тоже полезно.

Любое увлечение хорошо до тех пор, пока ты управляешь им, а не оно тобой. Беда, когда человек становится рабом своего увлечения, будь то наркотики, азартные игры или что-либо ещё, когда это становится целью и смыслом жизни. Человек, имеющий сильный внутренний стержень и знающий, для чего он живёт, может пробовать всё, что угодно. Для него это только новый опыт и не более, привыкание у него не возникает. Оно возникает у тех, кто боится реальной жизни и не верит в собственные силы. Они пытаются убежать куда угодно, хоть в изменённое алкоголем и наркотиками состояние сознания, хоть в волшебный мир телесериалов и интернета, лишь бы не видеть тех проблем, которые ставит жизнь. Но за всё приходится платить. Чем дольше ты убегаешь от реальности, тем стремительнее она тебя настигает и более серьёзные счета предъявляет.

Проблемы, если ими не заниматься, имеют свойство накапливаться. Если не решать их по мере возникновения, приходится разгребать всё сразу, а это значительно тяжелее. Так что думай и выбирай: жить ли тебе в виртуальном мире, пока есть такая возможность, или готовиться к реальной жизни и тем требованиям, которые она может предъявить.

Анна Хасина,
рис. Михаила Неймана

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /
Кавказ