На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
«ШКОЛОЛЮБИЕ» — ЭТО СЕРЬЁЗНО

Любая школа с болью отпускает учеников в другую, порой жестокую и несправедливую, взрослую жизнь. Но пока время не пришло, школа делает всё возможное, чтобы остаться в памяти выпускников как самое важное время в жизни. Но после неминуемого расставания школа рано или поздно снова с распростёртыми объятиями встречает своих бывших учеников.

Не отрицаю, есть такие ученики, для которых в силу каких-либо обстоятельств школа — это только злые химички, изнуряющие домашние задания и жестокие одноклассники. Всякое бывает. Но немало и таких учеников, для которых возвышенные и одухотворённые слова о школе являются правдой. В школе №47 из числа последних добрая часть. В этом я убедилась сама, когда узнала, как здесь праздновали 60-летний юбилей.

Конечно, юбилей в своё время наступает в каждой школе, и, как правило, всегда празднуется широко. Однако столько разных мероприятий в юбилейной программе, сколько было в школе №47, я не видела ещё нигде.

Началось всё по обычной схеме: торжественные речи и поздравления от директора, представителей администрации района и завода «Тяжстанкогидропресс» им. Ефремова (с ним у школы договор о взаимном сотрудничестве). Актовый зал украшен воздушными шарами, нарядные ученики держат в руках букеты красных гвоздик. Всё торжественно и официально, как и положено.

Далее — концертная программа в ДДТ им. Ефремова, где своим мастерством блеснул образцовый ансамбль народного танца «Сибирские узоры». На сцене — клуб детского творчества «Ефремовец» и школа эстрадного вокала ДДТ им. Ефремова. На этом концерте нынешние педагоги и ученики встретились с ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда. Их жизнь так или иначе когда-то была связана с микрорайоном под названием Расточка и развивавшейся вместе с ним школой. Главная достопримечательность школы №47 — это музей истории. Огромные застеклённые стенды и витрины, где представлены фотографии, документы, вырезки из газет и другая информация об учениках и учителях, а также о важных моментах истории микрорайона Расточка и самой школы. И занимает это чудо целый кабинет. Этот класс не похож на учебный: нет в нём таблиц, пособий, схем. Только портреты известных исторических личностей (это ведь кабинет истории), да и те не сразу замечаешь. В глаза бросаются портреты других людей, ставших героями для своей школы. Это Сергей Савостьянович Гончаров — член-корреспондент Российской академии наук и член Международной и Европейской академий наук, декан механико-математического факультета НГУ. Это Валерий Николаевич Чумичев — заслуженный артист РФ, актёр театра «Красный факел». Галина Михайловна Алелекова (Голомаздина) — человек, выделяющийся не званиями, а удивительным знанием своего дела. По словам учителя истории Натальи Ивановны Буяковой (Петроченко), руководящей работой по созданию музея, Галина Михайловна была прекрасным специалистом — завучем, организатором внешкольных мероприятий и, самое главное, учителем русского языка и литературы. Её уроки поражали такой отточенностью и чистотой, как будто бы её снимают на телевидении. Зоя Ивановна Данилова (Фомина) — сейчас преподаватель физики в гимназии №7 — в 5-6 классах сама создала детский клуб «Ефремовец», который прошёл через огромное количество материальных трудностей, но существует и поныне. Школа помнит её как небывалую активистку, успевающую заниматься тысячей дел одновременно и обладающую бесконечным энтузиазмом.

Среди выпускников и учителей школы столько выдающихся людей, что в голову невольно приходит мысль: а ведь школа №47 — это настоящая «фабрика звёзд», машина по производству успешных личностей. По словам директора школы Валентины Филипповны Шеховцовой (по чьей инициативе, кстати, музей и был создан), они сами поразились, когда узнали, сколько необычных людей вышли в жизнь из стен 47-й школы. А чего стоило собрать всю эту информацию! Были подняты районные и городские архивы, налажены связи с выпускниками и с учителями, когда-либо работавшими здесь. Наталья Ивановна и её помощники из 10 «А», чьим классным руководителем она является, перебраыли горы бумаг, изучили множество источников. Это был действительно нужный труд, даже необходимый, ведь страшно подумать, что вся эта чрезвычайно интересная и ценная информация могла бы быть просто забыта навсегда, эти бумаги и фотографии так и пылились вечно в ящиках старых письменных столов! И нынешний коллектив школы так бы и не узнал о том, когда и кем создавалась школа, как появлялось в ней всё первое, как она жила в советские годы. Огромный пустырь, существовавший когда-то на месте школы, первая школьная футбольная команда, бараки, где поначалу размещались учебные классы... Любой школьник может посетить музей, а потом похвастаться тем, что знает историю своей школы от первого кирпичика до сегодняшнего дня.

Своим мнением о музее, да и о самой школе, своими чувствами к ней поделились ученики, участвовавшие в создании музея.

Дмитрий Шаравин, ученик 11 класса:

— Лично я монтировал витрины. Такого музея, какой есть у нас, я не видел ещё нигде. Конечно, у нашей школы есть и другие особенности, например, хорошо оборудованный компьютерный класс. Лично для меня школа всегда будет оставаться самой-самой, лучшей из лучших, независимо от её достоинств и недостатков. И пусть она стоит целую вечность.

Коллектив 10 «А» класса:

— Мы принимали непосредственное участие в сборе информации для музея. Было приятно слышать необычные отзывы о нём на презентации. Люди приходили, смотрели, находили на фотографиях себя. Приятно удивлялись, радовались и при этом ещё узнавали много нового.

Анастасия Поддубецкая, 10 «А» класс:

— Школа для меня — это второй дом, это семья в прямом смысле слова. То есть я каждый день хожу буквально из дома домой. Здесь могу и поесть, и отдохнуть, и пообщаться с людьми, которые меня любят и которых люблю я. Конечно, у неё есть недостатки. К примеру, маленький спортзал, нет бассейна. Здорово было бы отремонтировать здание, привести в порядок фасад. Задняя стена школы вообще вся в трещинах. Тем не менее, всё это можно исправить. Главное, что 47-я — это наша школа, и мы её любим.

Ксения Коршунова, 10 «А» класс:

— Для меня школа — это, прежде всего, дорога в будущее. Если бы не было школы, то я не представляю, что бы я делала, как бы жила.

Если вы думаете, что это все мероприятия, которые ученики и учителя посвятили 60-летию школы, то ошибаетесь. Как же можно обойтись без такого события, как вечер встречи выпускников — праздник счастливых слёз, горячих объятий и тех воспоминаний о школе, которые хранились почти на самом дне сердца, а теперь вдруг вознеслись на самый верх. Да невозможно описать словами те чувства, которые испытывает выпускник школы, пришедший вновь к ней в гости! В душе просыпается тоска по школе, осознание жуткой любви к ней, непреодолимое желание вернуть те времена, и кажется, что ты готов бросить всё: семью, работу, дом, друзей — абсолютно всё, лишь бы вновь окунуться в те прекрасные школьные годы хотя бы на часок. Андрей Винс — один из первых выпускников, проживший несколько лет в Германии, приехал в Россию и не мог не навестить родную 47-ю. Как рассказала Наталья Ивановна, когда прозвучала песня о школе, он подошёл к ней и сказал: «Дайте мне слова этой песни, я так тоскую по России». Не удивляйтесь, но мир настолько тесен, что выпускником 47-й школы оказался даже мой папа, Вадим Савельевич Руденко.

И сама Наталья Ивановна Буякова тоже окончила школу №47:

— Я в школе 43 года. Это ведь почти полвека! Естественно, школа для меня — всё. Когда я была ученицей, мне нравилось учиться. Были, конечно, предметы, которые находились за пределами возможностей. Но, однако, и их я изучала с большим желанием. В то время была я председателем Совета дружины. После выпуска стала работать пионерской вожатой, организовывала внеклассные мероприятия. Мне ужасно нравилось проводить военно-патриотические смотры, различные караулы, торжественные построения, встречи с ветеранами, ежегодную игру «Зарница». Часто мне помогали в этом старшие школьники. Уже тогда я определила своё будущее раз и навсегда. Стала учителем истории, сейчас уже высшей категории. Безумно люблю свой предмет. У меня вообще последнее время наблюдается «раздвоение личности»: с одной стороны, я «болею» музеем, каждый день большую часть времени нахожусь среди этих стендов, а с другой — я всё-таки «фанатка» истории. Хотя в принципе музей — это ведь и есть самая настоящая история. Вот так и живу. Что пожелать своей школе? Хотелось бы вернуть ту славу, когда она была одной из лучших в районе. В 60-е годы Кировского района ещё не было, и во всём Ленинском было две сильных школы, которые постоянно соперничали друг с другом, — 47-я и 127-я. Чтобы сейчас вновь достичь такого уровня, необходимо оборудовать кабинеты современной аппаратурой, обновить школьные пособия, а то некоторые карты старше меня по возрасту. В этом, конечно, остаётся надеяться только на спонсорскую помощь от завода «Тяжстанкогидропресс» им. Ефремова. Педагоги у нас действительно сильные: хорошие математики, филологи, биологи. Ещё одно изменилось с тех старых добрых времён — отношение детей к учёбе. Тогда ученики, в основном, учились с желанием. Сейчас же нмногие просто не понимают ценности тех знаний, которые им преподносят в школе. А если ребёнок не хочет учиться, то, как ты ни вертись, он всё равно не станет хорошим учеником. Поэтому и уровень успеваемости сейчас ниже, чем несколько десятилетий назад. Что касается технического оснащения школы, то здесь, естественно, произошли изменения в лучшую сторону. Кроме компьютерных классов, в ряде кабинетов появились телевизоры с видеомагнитофонами, музыкальные центры, вместо буфета теперь столовая, расширили до предела спортзал, который раньше был ещё более тесным. В 1943 году, когда строилась школа, естественно, ничего этого не было. Тогда, во время войны, само четырёхэтажное здание с кабинетами уже считалось дворцом. То, что школа окутана плотным облаком любви и заботы своих учеников и учителей, чувствуется не только по тому, как тепло и душевно они сами отзываются о ней. Атмосфера взаимопонимания, согласия и уюта чувствуется, даже если просто пройтись по коридорам школы, разглядывая стенды на стенах. Само здание маленькое, компактное. На первом этаже портреты самых активных во внеклассной жизни школы учеников, спортсменов и отличников. На втором — трюмо с зеркалом, на котором стоит ваза с тополиной веточкой. Почки уже набухли и вот-вот распустятся, заявив на всю школу о приходе весны своими свежими зелёными листочками и душистым запахом.

Ученики школы №47 наверняка согласятся со мной, а вот ребята из других школ скажут, что в их школах ничуть не меньше достоинств, если не больше. Спорить не буду, и даже, наверное, соглашусь. Ну не может родная школа не быть самой лучшей, самой-самой. Какими бы преимуществами не обладала школа «через дорогу», всё равно ничто не сможет разубедить ученика в том, что его школа — лучшая в мире. Не так ли?

Наталья Руденко, фото автора

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /