На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
АНГЛИЯ И РОССИЯ: ОДИНАКОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТВОРЧЕСТВУ ЮНЫХ

Познакомившись с руководителем поэтической студии школы №127 «Литературная горница» Валентиной Михайловной Ребиковой, я поняла, что критиковать творчество её воспитанников — всё равно, что обрезать крылья маленькому жеребёнку-пегасику, который ещё не стал настоящим гонцом вдохновения, но всё же имеет к этому стремление, желание и делает первые шаги. Они слабые, неуверенные, но они есть! И главная задача руководителя «Литературной горницы» школы №127 в умелой поддержке… нет, не юного таланта, а именно этого желания и стремления!

Судьба сталкивала меня с людьми, которые изначально не обладали искоркой таланта, но достигали успеха благодаря упорному труду и терпению. Желание и стремление добиться успеха в том, что ты делаешь, — привело их к результату, который вызывал восхищение у знающих людей. Не буду называть имён, они здесь ни к чему. Мы говорим о подходе к творчеству тех, кто просто хочет творить.

Вы можете обвинить меня и Валентину Михайловну в том, что таким подходом мы можем воспитать огромную армию графоманов, которые будут думать, что они умеют писать стихи. Но ведь подход, которым руководствуется преподаватель литературы в своей работе, ставит перед ней совершенно другие цели! Именно про эти цели мы говорили с английскими поэтами и писателями в Северной Англии. Наша встреча состоялась в рамках проекта «Чтение без границ», организованного «Британским советом, Новосибирск». Литераторы работают в школах при поддержке организации «Новая литература Севера Англии», их главная задача — привлечь к чтению, к творчеству как можно больше школьников. Дело в том, что в графстве Дарэм, где, собственно, и реализуется данный проект, раньше работало много шахт. Но пришло время, и шахты закрыли. Появились безработные. У них выросли дети, потом появились внуки. Современные школьники графства Дарэм в будущем — третье поколение безработных, которое от безысходности и невозможности найти работу может утратить жизненные ориентиры и заняться криминальной деятельностью. Чтобы этого не произошло, государство ещё в школьные годы привлекает их к творчеству, стремиться развивать креативное мышление, воспитывать в ребёнке личность.

Поэтесса Морин Алмонд (на фото), открывая урок поэзии, называет себя сказочным персонажем — Феей. Школьники Сандерленда тоже представляются Попрыгунчиками, феями и другими волшебными существами. Потом они дружно подыскивают подходящее определение «поэзии»: стихи это распространённая форма искусства, пишутся короткими строчками в столбик, и в этих коротких строчках нужно так много сказать. Дальше класс занят поиском тем для стихотворений. Какие есть индустриальные, архитектурные достопримечательности в Сандерленде? Как выглядит и называется улица, на которой стоит ваш дом? Как ходят и что едят люди в этом городке? И ребята отвечают на эти вопросы образно, используя свои исторические знания: люди скользят по улицам, как корабли… нет, они ходят сгорбившись, так как привыкли носить мешки с углём, а теперь носят сумки с продуктами… В конце встречи-урока Морин Алмонд задаёт ещё вопросы, которыми пытается вдохновить ребят, обратиться к их чувствам и мыслям: что вы чувствуете, когда идёте по улицам Сандерленда; какие звуки характерны для жителей этого городка и чем они отличаются от звуков жителей других городов; чувствуете ли вы, что принадлежите этому городу, и в чём заключается эта принадлежность? Будете ли вы сопротивляться, держаться за свой город, если я увезу вас отсюда? — этот вопрос запомнился всем ученикам, и воображение заработало, отталкиваясь от повседневности.

В Северной Англии поэтов и писателей приглашают в школу для таких разовых уроков поэзии, потому что педагоги работают только по школьной программе и, как нам объяснили, зачастую не обладают творческими способностями и не владеют методикой развития таких способностей у детей. Как же повезло российским школьникам, которые могут заниматься творчеством в стенах родной школы, под чутким руководством своего же учителя литературы!

В результате того урока в сандерлендской школе получились стихотворения, которые отчасти напоминали друг друга (прослеживалась установка учителя-поэта). Но когда их зачитывали авторы-ученики, каждое творение принималось «на ура». В этом-то и заключается бережный подход к творчеству: сохранить и поддержать в каждом человеке желание творить.

Анжелика Засядько, фото автора

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /