На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПОХИТИТЕЛИ КНИГ»

Многие считают, что русские режиссёры умеют снимать только бандитские боевики а-ля «Бригада». Не совсем так. Им под силу и малобюджетные философские притчи, зачастую снятые едва ли не в режиме «реал-тайм». Такой была, например, «Прогулка» Алексея Учителя. Кто думает, что это всего лишь история о том, как трое молодых людей прошли пешком пол-Питера, пусть первый катит в гору камень! В каждом слове, в каждом кадре, таится такой подтекст, который никакой Тарантино никогда не запихнёт в свои творения.

В похожем духе выдержан фильм «Похитители книг». Но если «Прогулка» снята в реальном времени, то этот фильм больше похож на собрание абсурдных ситуаций. Примерно такие ощущения вас ожидают после просмотра «Похитителей»: что-то запало в душу, что-то проникло туда слишком глубоко, но вот что, это суждено понять единицам.

«Похитители» — это другое кино, из разряда «для тех, кто понимает». В фильме нет известных актёров, нет сильных сцен (а сильными у нас традиционно считаются катастрофы, убийства, и постельные сцены), но, тем не менее, фильм «цепляет» именно своей ненавязчивостью и глубиной. Смотреть его — всё равно, что вглядываться в воды Байкала — кажутся прозрачными, но дна не видно. Пересказывать сюжет — всё равно, что написать краткое изложение «Мастера и Маргариты» Булгакова. Бал у Сатаны, непризнанный гений и т.д. Но вот 99% сути произведения при этом теряется. А, как я уже сказал, важен каждый кадр, каждый жест, каждое слово… И, естественно, каждая песня «Мумий Тролля», коих в фильме ровно восемь штук (фанаты Лагутенко, для вас говорю).

Завязка — изнывающая от тоски и безысходности Катрин подаёт в газету бесплатных объявлений коротенькое сообщение: «Умираю от тоски. Помогите! В 12 под часами. Катрин». На эти строки откликнулись трое таких же, как она, уставших от обыденности мира… И всё! С обыденностью приходится распрощаться навеки! Они угоняют автомобиль (нет, не «Бумер», а «Мерседес»), и мчатся в нём навстречу приключениям и развлечениям… А, быть может, навстречу забвению и смерти? Кому как повезёт.

А почему «Похитители книг»? Как дружно заявляют наши герои: «Мы похищаем книги, чтобы чувствовать себя свободными. Задумайтесь! Сегодня продают книги, а завтра? Воздух и питьевую воду?» Ну они и набивают свой «Мерседес» стопками украденных книг, чтобы с их помощью окунуться в атмосферу «Войны и мира» и много чего еще. Сбежать от этого мира, который все мы почему-то считаем реальным. «Похитители книг» доказывает обратное…

Оценку ставить не рискну — даже при всём желании этот фильм невозможно подогнать под шаблоны и определения. Но на бытовом уровне она колеблется где-то между «хорошо» и «очень хорошо».

Кирилл Кудряшов

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /