На главную Новости Школа История Музей Конкурсы
Гостевая книга / Электро-почта /
ГЕНИАЛЬНЫЕ ДЕТИ СИБИРИ

В первый день весенних каникул №202 не выглядит опустевшей. То и дело мимо меня проходят какие-то очень серьёзные люди, стены увешаны разноцветными плакатами с приветствиями и пожеланиями успеха. Здесь проходит VII региональная Олимпиада «Сибирские каникулы», и через каких-нибудь 30-40 минут ребята будут грызть гранит науки на индивидуальном туре. А пока они весело болтают о чём-то очень далёком от правил русского языка и законов физики. Открытие Олимпиады начинается с поднятия флага и выноса огромного игрушечного кота Полкана в чёрной «профессорской» шапочке с кисточкой — символа «Сибирских каникул».

На Олимпиаду съехались 20 команд из школ Барнаула, Бийска, Искитима, Кемерово, Красноярска, Кызыла, Междуреченска, Мысков, Новосибирска, Северска, Томска. «Вы всё ещё не уверены в своей гениальности? — спросили ребята из школы «Умка». — Тогда мы идём к вам!». Перед тем, как отправиться на первый тур, некоторые участники пожимают лапу коту Полкану — считается, что это приносит удачу.

Я решила подробнее узнать об Олимпиаде у её организаторов.

— Учредителями являются международная ассоциация «Развивающее обучение», управление образования мэрии Новосибирска, НГОО Центр развивающего обучения «Умка» и отделение «Умка» школы №202. Именно здесь уже седьмой раз проходят «Сибирские каникулы», — рассказывает менеджер олимпиады Анна Васильевна Любченко. — В этом году к нам присоединились две новые команды, участников стало больше, но хотелось бы видеть больше команд из области. Вообще изначально олимпиада проводились среди классов развивающего обучения городских школ, ну а теперь, как видите, всё это переросло в региональную олимпиаду. Она проходит в три тура. Сначала индивидуальный тур по русскому языку, естествознанию, литературе и математике: за два дня каждый успевает выполнить задания по двум предметам на свой выбор. На другой день проходит второй тур — участников объединяют в пары, и они вместе отвечают на вопросы по тем же четырём предметам, но есть обязательное условие этого тура: в паре находятся ученики одной школы, но из разных классов. Третий тур — командный: группы из 6 человек рисуют плакат, решают задачи и готовят письменную и устную презентацию своих решений; здесь важно уметь работать в коллективе.

— Что будет дальше с победителями «Сибирских каникул»? Они проходят в какой-нибудь следующий этап?

— К сожалению, у нашей олимпиады нет следующего этапа. Мы просто награждаем своих победителей призами. Хотя таких гениальных детей, как они можно хоть в Москву посылать на какие-нибудь всероссийские соревнования.

Приехать на каникулах в другой город, 4 дня подряд в 9 утра, и всё это ради олимпиады! Да, на это действительно способны только дети, ни на секунду не сомневающиеся в своей гениальности!

Сначала каждый напрягал мозги сам по себе в индивидуальных турах. Потом стали скрипеть извилинами дуэтом в парных заданиях. А в последний день можно было слышать целые ансамбли шуршащих мыслей и бурлящих идей — проходил последний командный тур. Каждый день после обязательных соревнований проходили игры, опять же интеллектуальные. Но детей это не испугало, и в дополнительных соревнованиях участвовали почти все.

По моим расчетам, после такого объёма умственного напряжения любой среднестатистический школьник должен завалиться в кровать и проспать без задних ног как минимум до следующих каникул. А вот и нет! В течение первых трех дней в школе работала изостудия. И не просто работала, а пользовалась большой популярностью. Все творения ребят потом поместили на общую выставку. Юные скульпторы оказались не менее талантливы: на столе выстроились в ряд человечки и зверюшки из солёного теста и глины.

Главный судья соревнований Елена Григорьевна Ушакова рассказала о том, как было придумано задание третьего тура:

— Мы никогда не готовим задание третьего тура заранее. В этот раз мы взялись за него только накануне вечером. Посидели с коллегами-судьями часиков так до 12 ночи и придумали! В итоге задание этого тура звучало так: «На одной планете жило два племени. В первом рождались дети ростом 60 метров, а во втором всего 6 сантиметров. Представители первого племени каждые 10 лет своей жизни уменьшались в два раза, а представители второго, наоборот, каждые 10 лет увеличивались вдвое». Участникам олимпиады нужно было рассчитать возраст и размеры, которых могут достигнуть «великаны» и «лилипуты». А ещё они должны были предложить способ существования таких существ на одной планете. Вот до чего додумались несколько сонных судей ночью после трёх дней напряжённой работы.

На презентации лучших проектов только три команды представили свои решения. Многие ограничились рисованием разноцветных больших и маленьких человечков на зелёных лужайках. Но, между прочим, судьи ждали конкретных решений этой задачи:

— Это задание, с одной стороны, математическое, здесь нужны были точные подсчёты. А с другой стороны, оно биологическое. Конечно, мы сами предложили ребятам нереальные условия. Но они должны были учесть, что самая маленькая форма жизни — это клетка. Организм не может уменьшаться дальше этого предела. Не может он и бесконечно увеличиваться, здесь надо было учесть законы гравитации.

А отдых для участников олимпиады состоял опять же из разнообразных соревнований. Ребята из младшего потока участвовали в «Веселых стартах». Неплохо было бы провести что-нибудь подобное и для старшего потока, они ведь тоже не железные — без конца задачки решать. Но организаторы, похоже, об этом не подумали. И старшим «олимпийцам» ничего не оставалось делать, как опять напрягать мозги в игре «словоформы». Правила заключались в следующем: судья предлагает участникам какую-нибудь форму слова, где известно несколько букв (например, «-а-а-а»), а дети должны придумать как можно больше слов, соответствующих этой конструкции. И чем меньше участников вспомнили одно и то же слово, тем больше очков они себе за него ставят.

В конце зала сидел мальчик, тихий такой и незаметный, но зато умный. Когда судья предложил очередную форму слова, то я, поскрипев извилинами, смогла придумать всего одно, а он насочинял целую кучу слов, но никак не мог обратить на себя внимание судьи. Тогда я замахала руками и громко закричала, что тут сидит очень умный ребёнок. Ребёнок и вправду оказался умным — он стал победителем игры. И я с гордостью заявляю, что тоже приняла участие в этой победе!

Вот задачка для любителей математики. Награды в олимпиаде даются за первые три места отдельно по каждой параллели (со второго по восьмой класс). Умножением найдите число победителей, а потом умножьте на 4, т.к. в индивидуальном туре 4 разных предмета. Затем полученное число умножаете на 2 и получаете число победителей парного тура. Потом умножаете 8 (число участников команды) на 6 (команды-победители младшего и старшего потока). Всё это складываете, а к полученному числу прибавляете по три победителя из пяти игр. И, умножив результат на 2-3 минуты, потраченные на каждого участника, получаете общее время награждения. Можете ещё прибавить время награждения первоклассников, судей, произнесения вступительных речей и т.д. В общем, потрачена уйма времени. Но участники олимпиады о нём не пожалели — ведь оно было потрачено на вручение призов! А для такого дела ничего не жалко! Например, Региональный Центр

Федерации Интернет образования вручил победителям группового тура олимпиады Большие энциклопедии компании «Кирилл и Мефодий», футболки и кепки с эмблемой Федерации.

Наталья Золотарёва, слушатель «Школы Роста»,
фото Натальи Руденко

Назад



На главную
/Редакция / Новости / Школа / История / Музей / Конкурсы /